История школы

В октябре 2015 года «Школе-интернату для детей с нарушением зрения» исполнилось 125 лет. А всё началось с открытия училища для слепых детей в 1890 году. Появление приюта и училища для слепых было актом милосердия и добра, результатом энергичной самоотверженной деятельности врача-офтальмолога Евгении Павловны Серебренниковой, возглавлявшей глазное отделение в Александровской земской больнице. У учредителей возникла идея социальной реабилитации слепых детей: дать образование и ремесленное мастерство тем, кто был обречён на изоляцию от мира.

Училище разместилось на улице Сибирской, 80.  Позднее в этом здании расположилась  школа № 22.

школа22

Попечителями училища в разные годы служили известный врач и общественный деятель Павел Николаевич Серебренников (1901-1905), купец Сергей Михайлович Грибушин (1906-1907), коммерции советник Павел Степанович Жирнов.

Училище было рассчитано на 45 детей. На 1 января 1891 года в нем находилось 8 мальчиков, воспитанием и обучением которых занималась учительница Е.П. Еремеева, присланная попечительством. Екатерина Павловна проработала в школе с 1890 по 1896 годы. В 1893 году в училище пришла помощницей учительницы Елена Константиновна Эльфман, окончившая курс в Пермской Мариинской женской гимназии. Впоследствии она стала заведующей училищем.

По правилам приема в училище принимали мальчиков и девочек в возрасте 7-11 лет «неизлечимо слепых на оба глаза», способных к образованию и обучению.

Обучение в училище продолжалось 9 лет. Слепые дети изучали общеобразовательные дисциплины в объёме народной школы. Учебный процесс длился 9 месяцев: с 18 августа по 16 мая. Школьный курс состоял из следующих предметов: Закон Божий,  арифметика, русский язык, история, география,  естествознание (курс двухклассного училища).

Программа обучения, а также некоторые учебные пособия были специализированными (напечатаны специальным шрифтом для слепых — шрифтом Брайля).

В приготовительном классе преимущественное внимание уделялось «фребелевским занятиям», имеющим важное значение для развития органов чувств, особенно осязания.

При училище существовал ремесленный класс, так как выпускники училища должны были не только получить образование, но и приобрести навыки, которые давали бы им возможность зарабатывать на жизнь после окончания курса. В училище работали мастера корзиночного, сапожного и ткацкого производства, которые обучали своему ремеслу слепых детей и взрослых слепцов, находившихся при училище. Под руководством мастеров слепые дети учились плести корзины, садовую мебель из прута, из соломы и травы плели гамаки, маты, изготавливали туфли из покромок и веревок. Сапожники шили обувь на заказ и для нужд самого училища. В училище действовала учебно-ткацкая мастерская. Девочки ткали холст, полотняные ковры и дорожки. Все изделия, изготовленные слепыми учениками, шли на продажу. В целях лучшего ознакомления потребителей с товарами, производимыми в училище, их посылали на постоянную кустарную выставку Пермского уездного земства. Училищные мастерские имели свою лавку в Гостином дворе. Деньги, вырученные от продажи изделий слепцов, использовались на содержание училища.

Слепых детей привлекали к работе по самообслуживанию. Мальчики, помимо занятий в мастерской, исполняли различные работы по дому: носили дрова, воду, разгребали снег, работали на огороде. Девочки помогали убирать и мыть посуду, стирать, гладить и чинить белье. Все девочки умели вязать чулки, старшие вязали платки, шарфы, детские кофточки, платьица, юбки, плели кружева, делали туфли и ковры из покромок.

В училище слепых преподавали также пение светское и духовное, существовал свой хор, в котором занимались 20 детей. Руководил хором учитель пения А.С. Фукалов. С 1908 года обязанности руководителя исполнял выпускник училища Александр Обвинцев. Хор слепых пел в училищной церкви, а кроме этого принимал участие в народных чтениях и праздничных концертах, организуемых для жителей Солдатской слободы. Кроме русских народных песен и произведений русских композиторов, в репертуаре хора была опера М.И.Глинки «Жизнь за царя», поставленная к 300-летию царствующего дома и исполненная слепыми певцами на празднике. Ведущую партию Ивана Сусанина исполнил Александр Обвинцев. Постановка осуществлялась под руководством А.Городцова, известного в Перми руководителя народных хоров.

При училище существовала библиотека из книг, написанных шрифтом Брайля, всего насчитывалось 289 книг.  Кроме учебников, в библиотеке были собраны книги русских и зарубежных писателей, периодические издания (в основном детские журналы), научно-популярные сочинения, а так же специальный журнал «Досуг слепых».

Летом детей распускали на каникулы. Те, кому некуда было ехать, оставались в училище. Для них устраивали летний лагерь на острове на реке Каме, где все жили по-походному в палатках, готовили пищу на кострах и занимались заготовкой прута для мастерской. Пребывание в летнем лагере для воспитанников считалось праздником.

При училище было организовано подсобное хозяйство: держали коров, свиней, кур, был свой огород. Продукты шли на кухню для питания детей, излишки продавались.

Совет попечительства заботился о том, чтобы питание детей было сытным и разнообразным. «Мяса или рыбы на каждого полагалось по 1/2 фунта, к чаю 1/2 фунта белого хлеба, утром за чаем 2 кусочка и вечером 1 кусочек сахара, и сколько угодно черного хлеба». За обедом и ужином порционная система также не применялась, ели сколько хочется. Блюда в течение недели повторялись на более двух раз. Стол воспитанников должен был быть сытным, питательным, как и стол безбедно живущего крестьянина.

В 1899году состоялся первый выпуск учащихся в составе 7 человек.  Судьбы выпускников сложились по-разному. Многие из них, благодаря полученным в училище навыкам, занимались ремеслом. Таким выпускникам училище предоставляло инструменты для работы, сырье, помогало продавать их изделия через училищную лавку. Часть учеников, проявивших музыкальную одаренность, работали таперами и давали уроки музыки. Некоторые избрали себе духовную карьеру — стали псаломщиками при церквях. Училище следило за судьбой выпускников и всячески им помогало. При этом главным был принцип: «Как бы слепец ни работал — лишь бы труд был честный, чем бы он ни жил — лишь бы с сумой не ходил».

Когда в  1914 году началась первая мировая война, в здании училища для слепых был организован госпиталь. Под него был отведён весь второй этаж. Школа же помещалась только на первом этаже и в подвальном помещении. Так она работала до конца 1918 года. Во время гражданской войны,  когда  Колчак взял город Пермь, училище слепых было эвакуировано в сельскую местность (на ст. Ферма), туда, где находилось подсобное хозяйство училища.

В здание на Сибирской, 80 слепые больше не вернулись, школе слепых было выделено другое помещение. В 1919 году часть незрячих детей устроились в Доме слепых. В июне 1920 года в Перми начал функционировать детский дом 10 (слепых детей), который возглавила Е.К.Эльфман. Первоначально детский дом располагался на 2-ом этаже над аптекой по ул. Покровской (сейчас — ул. Ленина), дом 54, затем его перевели в здание канцелярии губернатора (на этом месте сейчас Дворец творчества юных). В 1925 году на базе детского дома была создана окружная школа слепых детей, директором которой была также Е.К. Эльфман.

В 1932 году школу разместили в деревянном доме на ул. М.Ямской, 9, где она находилась до 70-х годов.

В 1977 году школа была перепрофилирована в школу для слабовидящих детей и размещена в специально построенном для нее 3-х­ этажном здании по улице Самаркандская, 32, где она находится  по сей день.

 школа-интернат